Внушаемость


Внушаемость
— податливость человека действию внушения.


* * *
- степень восприимчивости индивида к психологическому воздействию на него со стороны других людей, в том числе власти, средств массовой информации. До определённой степени своей выраженности внушаемость может рассматриваться в качестве нормального аспекта личности, одним из показателей её открытости к позитивным социальным влияниям, если она, разумеется, не оказывает существенного негативного влияния на самостоятельность, автономию, способность к самоопределению индивида. У детей и подростков внушаемость и подражательность являются основными путями, по которым в их личность проводится просоциальное воспитательное влияние родителей и педагогов. Но теми же путями и, вероятно, значительно легче нормальные в медицинском плане дети и подростки могут прочно усваивать антисоциальные тенденции.

Патологической внушаемость становится в том случае, если она нарушает адекватное понимание и оценку реальности, собственный контроль поведения и психического функционирования, не лишает его подлинной, осознанной свободы выбора, не искажает систему ценностей индивида, его идеалы и мировоззрение. Болезненную внушаемость у лиц зрелого возраста характеризует главным образом некритическое, пассивное и быстрое, как бы бездумное принятие на неопределённое время некоего психологического воздействия со стороны в качестве своего собственного мнения, оценки, убеждения, присущих личности, как представляется ей самой, как бы изначально. Следствием этого ставновится социально и клинически значимое дезадаптирующее нарушение способности индивида чётко разграничивать внешний мир и своё внутриличностное пространство. Так, в ряде экспериментов было показано, что у более чем 70% взрослых и вполне адекватных в повседневной деятельности людей возникают внушённые обманы восприятия. В чудовищном, если не преступном по замыслу и исполнению использованию внушения по телевидению на всю страну (актором выступал малообразованный и, повидимому, не вполне здоровый в психиатрическом отношении, согласно его собственным заявлениям в СМИ, «доктор» Кашпировский, когда-то потенциальный министр здравоохранения страны) можно было воочию видеть, какая масса людей и с какой лёгкостью поддаётся внушению даже с использованием столь примитивной технологии (основную роль сыграло здесь телевидение, показам по которому основная масса патерналистски настроенного населении страны привыкла доверять, поскольку ранее столь беззастенчиво и цинично её никогда и никто до этого времени не обманывал). В последующем этот опыт оказался очень полезным для разработки и внедрения более совершенных технологий «промывания мозгов» (фактически - методами скрытого, эриксонианского гипноза), в частности, построения предвыборных технологий, где, едва ли не по всеобшему признанию, господствует обман, «пиар» и люди выбирают во власть не личность с определёнными целями, намерениями, программами социальных преобразований,, а одну только её благостную картинку, созданную специалистами по психотехнологиям.

Существенным образом при чрезмерной внушаемости страдает также сознание собственной идентичности – индивид воспринимает себя не таким (или определённые аспекты себя), каков он есть в действительности, а каким некто стремится его сделать. Столь высокая и большей частью небезопасная для индивида и общества в целом внушаемость представляет, как можно предположить, непсихотическое проявление нарушения самовосприятия (см. Апперсонализация). Следует подчеркнуть, что повышенная внушаемость нередко, если не всегда, сочетается с негативизмом, упорным и немотивированным противодействием влиянию кого-то извне, даже если это влияние является позитивным.

Внушаемость существенно возрастает в состоянии изменённого сознания (гипноз, аутогипноз, электросон, медитирование и др.). Предпринимаемые вот уже около 200 лет попытки использовать высокую внушаемость в целях выявления источников, распознавания и терапии невротических расстройств так и не дали сколько-нибудь объективно значимых и долгосрочных результатов, публикуемые отчёты о высокой эффективности внушения являются, скорее всего, недостаточно валидными, если не откровенной мистификацией.. Обычно в ходе суггестивной терапии происходит следующее: один невротический симптом исчезает, уступая место какому-нибудь другому, если бессознательная установка на продуцирование таких симптомов в ходе лечения не устраняется. Существует множество техник, выявляющих повышенную внушаемость (проба Астахова, проба Буля и др.).

Внушаемость разграничивают на внешнюю и внутреннюю. Внешнюю внушаемость характеризует полное, не допускающее сомнений принятие влияние окружающих людей или только некоторых из них на значительные по продолжительности периоды времени. Внутренняя внушаемость отличается от предыдущей тем, что плоды собственного воображения осознаются как нечто желаемое, вполне возможное или уже существующее в действительности. Такие пациенты, как правило, впечатлительные и мнительные, часто говорят, например, о том, что они “накручивают” себя или сами “внушают, надумывают” себе разные болезни. Внешняя внушаемость реализуется, повидимому, посредством самовнушаемости. Антоним: Негативизм.


* * *
характеристика личности, состоящая в повышенной податливости по отношению к побуждениям, которые спровоцированы др. людьми, некритичной готовности подчиниться, склонности заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, чтении книг, восприятии рекламы. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего качества личности, которому, кроме В., свойственны черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе. Повышенная В. характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, являющимся основой критичности. Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, конфликт, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени В. При повышенной В. индивид более уступчив, готов к компромиссу, реже выбирает такую стратегию, как соперничество.


* * *
Подверженность влиянию со стороны, податливость внушению. Результатом внушения может быть лечебный эффект, однако внушаемо и ложное представление о наличии не существующего на самом деле заболевания, о необходимости совершать неадекватные поступки.


* * *

свойство человека подчиняться незаметно для себя постороннему влиянию и воспринимать без критики внушаемые представления, ощущения и действия. Внушаемость может быть чертой, постоянно присущей человеку (люди мнительные, неуверенные в себе), или носить случайный, ситуативный характер (например, в условиях неопределенности, в состоянии растерянности, аффекта).


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "Внушаемость" в других словарях:

  • внушаемость — Состояние восприимчивости к некритическому принятию идей, суждений и моделей поведения, наблюдающихся или демонстрируемых другими. Внушаемость может быть повышенной под воздействием окружающей среды, лекарственных средств или гипноза и чаще всего …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВНУШАЕМОСТЬ — ВНУШАЕМОСТЬ, внушаемости, мн. нет, жен. (книжн.). Восприимчивость к внушению. «Гипноз есть только особенное психическое состояние, увеличивающее внушаемость.» Л.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при …   Психологический словарь

  • внушаемость — сущ., кол во синонимов: 1 • гипнабельность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ВНУШАЕМОСТЬ — англ. suggestibility; нем. Suggestion. Свойство личности или группы поддаваться внушению, влиянию, убеждению, воздействию. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ВНУШАЕМОСТЬ — ВНУШАЕМОСТЬ. Индивидуальная готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, рекламы, книг и т. п. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Внушаемость — качество личности, проявляющееся как готовность и способность подчиняться чужому влиянию и воспринимать внушаемые представления, оценки и действия. Такое внушение могут осуществлять люди, средства массовой информации, книги, реклама и т.д.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ВНУШАЕМОСТЬ — степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • внушаемость — En.: Suggestibility Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений и их реализации (см.: идеодинамизм). Он отмечает, что в некоторых случаях эти два параметра расходятся, когда пациенты легко принимают внушения, но… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

  • внушаемость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц …   Большой медицинский словарь

Книги

Другие книги по запросу «Внушаемость» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.